Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГЕРАСИМОВСКИЙ НАПЕВ
11, С. 179-180 опубликовано: 5 февраля 2011г.


ГЕРАСИМОВСКИЙ НАПЕВ

совокупность мелодий церковных песнопений, сочиненных иером. (впосл. архимандритом) Герасимом (Завадовским) и введенных им в репертуар Александро-Невского мон-ря и с.-петербургского Придворного хора (очевидно, в 20-х - 30-х гг. XVIII в. (до 1741)). Известны 2 песнопения Г. н.- «Тебе Бога хвалим» (из чина благодарственного молебна) и тропарь литургии «Единородный Сыне» с предшествующим «Слава, и ныне».

Г. н. был зафиксирован прежде всего в Ирмологионах укр. певчих, составлявших в то время большую часть монашеской братии Александро-Невского мон-ря. Песнопение «Единородный Сыне» Г. н. встречалось с названием «невское» в рукописях кон. 40-х - 60-х гг. XVIII в. и позже, что говорит о его распространении в певч. репертуаре и после смерти архим. Герасима (напр.: РГБ. Троиц. № 456: [Сб. укр. иерод. Ореста (Софрониева), сост. в СПб.]. Л. 233, 1748 г.; № 454: [Cб. иерод. Леонида (Хоцятовского)]. Л. 320, 1750 г.; НБУВ ИР. Ф. 1. № 5552: Ирмолой, [переписанный в ТСЛ иером. Артемием (Компайским), переданный им впосл. киев. Пустынно-Никольскому мон-рю]. Л. 221, 1756 г.; НБУВ ИР. Ф. Пустынно-Никольского мон-ря. № 555 п: Ирмологион. Л. 1, 1764 г.). Нотный сборник 1762 г., составленный в Новоспасской обители, имеет ссылки на песнопения «Единородный Сыне», «Блажен муж», переписанные «из Невского Ирмолога», что указывает, возможно, на рукописный протограф из Александро-Невского мон-ря (ГИМ. Син. певч. № 29а, 29б. Л. 1, 233 и др.). С двойным названием - «невское» и имя автора - данное песнопение встречается в Ирмологионе Гавриила Головни (НБУВ ИР. Ф. ДА. № 351п. Л. 6, 381 об., 1752 г.), во 2-м его сборнике песнопение определено как «российское: творение Герасима архимандрита» (РНБ. Ф. ОЛДП. F. 511. Л. 8, 1762 г.), с названием «российское» Г. н. переходит и в др. укр. Ирмологионы.

"Единородный Сыне" Герасимовского напева. Синодальный Обиход. М., 1772. Л. 147 об.
"Единородный Сыне" Герасимовского напева. Синодальный Обиход. М., 1772. Л. 147 об.

"Единородный Сыне" Герасимовского напева. Синодальный Обиход. М., 1772. Л. 147 об.
Гимн «Тебе Бога хвалим» Г. н. был зафиксирован в составленных в России укр. сборниках примерно в нач. 50-х гг. XVIII в. (РГБ. Троиц. № 454. Л. 323 об.). В тексте Головни 1752 г. он сопровождается заголовком «Знамен Роспев / сочинен / Iеромонахом / Герасим / Генералом / Басом».

В 1772 г. оба песнопения Г. н. были опубликованы в московском cинодальном Обиходе с редакторскими исправлениями: отсутствует «Слава:» перед тропарем «Единородный Сыне» (осталось «И ныне:»), исключено неск. мелизматических оборотов. Это издание стало источником для дальнейшего распространения Г. н., судя по уточнениям в рукописях: «герасимовская с обихода печатнаго» и подобным (НБУВ ИР. Ф. 1. № 5357 [Харьков?]. Л. 240, 1-я четв. ХIХ в.). В кон. ХVIII - нач. ХIХ в. встречается и определение «невское», что говорит о продолжавшемся копировании Г. н. из рукописей (Там же. Ф. 1. № 5586. Л. 292), поскольку это указание отсутствует в тексте синодального Обихода.

С Г. н., так же как и с др. новейшими напевами и гармонизациями того времени, связано стилевое обновление репертуара Александро-Невского мон-ря. От песнопений традиц. знаменного распева (на те же тексты) Г. н. наследует четкое деление на строки и силлабический стиль, однако появляются черты нового муз. направления: в мелодике песнопений Г. н. есть признаки тонально-гармонической системы, звуковысотный диапазон напевов расширяется, в распевы отдельных слов (согласно смыслу) включены мелизматические обороты («юбиляции»), в песнопении «Тебе Бога хвалим» орнаментированы целые фразы. В рукописях отмечены варианты Г. н., что свидетельствует о его активном бытовании и частичном изменении при исполнении в различных обителях. Начальная попевка тропаря «Единородный Сыне» имеет выразительный мелодический рельеф, по к-рому Г. н. легко узнается. Характерным признаком этого песнопения является свойственный укр. традиции распев префикса в слове «вочеловечивыйся», сохраненный почти во всех источниках (кроме синодального Обихода) и отличающийся от принятой в песнопениях знаменного распева XVI-XVIII вв. словоформы «вчеловечившийся».

В ХVIII в. Г. н. исполнялся, вероятно, на 2 голоса в терцию (не исключено, что и в 3-, 4-голосном изложении), хотя в укр. Ирмологионах в виде 2-голосия не зафиксирован. Мелодические варианты песнопения «Тебе Бога хвалим» в синодальном Обиходе и в Ирмологионе Головни 1752 г. могут сочетаться между собой соответственно как ведущий голос и его терцовая дублировка, но в орнаментальных оборотах мелодии перекрещиваются. Для песнопения «Единородный Сыне» большинство источников содержит т. н. основной голос, 2-голосие изложено в печатном сборнике Придворной певческой капеллы нач. ХIХ в. (Пение Божественной Литургии. Л. 24-25).

В ХIХ в. Г. н. не получает значительного распространения. В будничном богослужении, судя по изданиям Придворной певческой капеллы во время руководства А. Ф. Львова и Н. И. Бахметева, предпочтение отдавалось кратким силлабическим напевам, тогда как Г. н. использовали в торжественных случаях. С этой целью Г. н. применялся в репертуаре капеллы в нач. ХIХ в., но уже без упоминания имени автора, напр. песнопение «Единородный Сыне» с названием «великое» (Пение Божественной Литургии) употреблялось наряду с будничным кратким (Там же. Л. 1 об.). В укр. традиции были приняты местные и монастырские напевы. В ХIХ в. песнопение «Единородный Сыне» Г. н. было гармонизовано В. А. Бирюковым (с названием «киевского напева») и А. И. Альбановым (Лисицын. Обзор).

Изд.: Обиход церковный нотнаго пения. М., 1772. Л. 147 об.- 148, 330 об.- 334; Пение Божественной Литургии Златоустаго: Придворное простое. Б. г., б. м. [СПб., между 1804 и 1810 гг.]. Л. 34.
Лит.: Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. М., 1928. Вып. 4. С. 28; Лисицын. Обзор. С. 20, 27; Вознесенский И., прот. Церковное пение правосл. Юго-Зап. Руси по ирмологам ХVII и ХVIII вв. Вып. 2: Сравн. обозрение церк. песнопений и напевов старой Юго-Зап. Руси, по ирмологам ХVII и ХVIII вв., ирмологу Г. Головни 1752 г. / Моск. синод. изд. и гармонич. перелож.: Л. Д. Малашкин. М.; Лпц., 1898. С. 11; Ясиновський Ю. П. Украïнськi та бiлоруськi нотолiнiйнi Iрмолоï 16-18 ст.: Кат. Львiв, 1996. С. 402, 429, 432, 446-448, 451, 454, 455, 459, 480, 481, 570.
Е. Ю. Шевчук
Ключевые слова:
Церковное пение Герасим (Завадовский Гордей; 1681 - 1745), архимандрит, уставщик, головщик (бас), автор партесных концертов, монодийных распевов Обихода Герасимовский напев, совокупность мелодий церковных песнопений, сочиненных иеромонахом (впосл. архимандритом) Герасимом (Завадовским)
См.также:
ГЕРАСИМ (Завадовский Гордей; 1681 - 1745), архим., уставщик, головщик (бас), автор партесных концертов, монодийных распевов Обихода
АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств
АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог
АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии
АНИКСАНДАРИИ в визант. церк. пении назв. распев. части предначинательн. псалма на вечерне